В древности мраморные статуи на Западе использовались преимущественно в тотемных, магических и религиозных ритуалах. Колыбелью великой центральноамериканской цивилизации стало государство ПуБоЛуо, расположенное в долине реки Камберленд. Позднее в районе Мексиканского залива возникла наиболее развитая ранняя классическая культура — ольмекская.
Эта культура известна как одна из древнейших цивилизаций Мексики. Приблизительно в 300 г. до н. э. начала формироваться и развиваться культура майя, унаследовавшая традиции центрально-американских народов, включая создание монументальных каменных сооружений и статуй. В XIV веке ацтеки захватили долину Мехико, основали монархическое государство с абсолютной властью и сформировали собственную самобытную культуру. В XVI веке испанцы завоевали империю ацтеков, после чего двинулись на юг для покорения родины инков — Перу.
В африканской культуре скульптура является одним из важнейших видов искусства. Рельефы и круглые скульптуры в Африке изготавливались преимущественно из дерева, а также из камня, металла и керамики. Их можно условно разделить на два вида: народное искусство, связанное с религией, магией и повседневной жизнью, и дворцовое искусство, создававшееся для правящего класса. Оба вида скульптуры отличаются глубоким содержанием, разнообразием форм, насыщенным декором и выразительностью.
Сила и мощное визуальное воздействие.
Культура Древнего Египта представляет собой африканский культурный мейнстрим, воплощённый в ряде выдающихся достижений. Древнеегипетская мраморная статуя является образцом идеального сочетания скульптуры из мрамора и архитектурного искусства, представляя собой монументальный исторический памятник, грандиозный по масштабу и обладающий высокой художественной ценностью. В некоторых рельефах, с целью сохранения плоскости стены, использовано сочетание сжатого объёма и линейной формы, что создаёт новый художественный эффект.
Европейское классическое искусство может показаться не столь разнообразным по сравнению с новаторскими формами, которые впоследствии оказали значительное влияние на западное искусство. Греческие скульпторы стремились запечатлеть жизненную энергию в своих произведениях. Благодаря их упорному труду и быстрому обучению, мастера достигли высокого уровня знаний в области анатомии человека. Со временем ранний геометрический стиль уступил место новому стандарту изображения человеческой фигуры: одна нога должна быть напряжена, а другая — расслаблена.
Эта яркая визуальная иллюзия позволила запечатлеть в неподвижном камне внешнюю гибкость и внутреннюю динамику, что стало символом рождения мраморной статуи классического периода. В этот же временной отрезок рельефное искусство достигло небывалых высот. Искусство Древнего Рима, наследуя греческие традиции, обрело уникальные черты. Это особенно ярко проявилось в портретной мраморной скульптуре, где упор был сделан на объективность изображения и передачу индивидуальных особенностей, в отличие от греческого идеала.